ПОИСК:
 
 

-->
   Информационный портал... > СТАТЬИ > Разработка рекламной... > Труба зовет  
01 О ПРОЕКТЕ
02 BTL ТЕРРИТОРИЯ
03 АРХИВ BTL НОВОСТЕЙ
04 РОССИЙСКОЕ BTL ПАРТНЕРСТВО
05 СОБЫТИЯ
06 СТАТЬИ
07 КНИЖНАЯ ПОЛКА
08 CООБЩЕСТВО
09 ТЕНДЕРЫ
10 ПРОМОКАЛЬКУЛЯТОР
11 СЕРТИФИКАЦИЯ
12 КОНТАКТЫ
13 РЕКЛАМА НА ПОРТАЛЕ


Подписка
 
Новости сайта BTLREGION.RU

Рассылка 'Новости сайта BTLREGION.RU'




Яндекс цитирования
Rambler's Top100
 

Труба зовет

Как заставить потребителя прислать SMS

В новой рекламной кампании Pepsi One не участвует телевидение - производитель решил сконцентрироваться на промо-акциях и онлайновых методах общения с потребителем. А решать, виновен или нет Майкл Джексон, теперь будут зрители канала ДТВ с помощью SMS-голосования. Однако, несмотря на широкое развитие мобильного маркетинга, многие российские компании пока относятся к нему с подозрением: их смущает непрозрачность провайдеров и трудности с измерением эффективности.

Бурный рост российского рынка мобильного контента в ушедшем 2004 году (по некоторым оценкам, он достиг $300 млн, увеличившись в два раза) не стал большим сюрпризом для аналитиков - во всем мире продажа мелодий звонков и заставок для сотовых телефонов занимает от 25% до 40% в доходах сотовых операторов. Полномасштабное проникновение телекоммуникационных технологий практически во все социальные слои общества привело к появлению новых приемов маркетинга, позволяющих компаниям избежать однообразия в общении с потребителями.

В основе почти всех подобных проектов лежит широко распространенная технология обмена SMS - текстовыми сообщениями объемом до 160 символов (в кириллице - до 70). Полученные пользователями мобильной связи сообщения сохраняются в памяти телефона, благодаря чему полезная информация всегда оказывается под рукой - не случайно приемы мобильного маркетинга взяли на вооружение крупные западные авиакомпании, информирующие таким образом абонентов о расписании авиарейсов. SMS-технологии широко использовались в рамках предвыборной президентской кампании в США, и все чаще западные бренды включают SMS-проекты в свои маркетинговые стратегии.

SMS в прямом эфире

В ноябре 2004 года эфир радиостанции "Европа плюс" неоднократно прерывался сообщениями ведущего о том, что очередной счастливчик из числа радиослушателей "вскрыл сейф". В рамках проекта под названием "Операция "Сейф" в виртуальный сейф помещалась призовая сумма (до 3 000 евро), код замка автоматически генерировался компьютером. Любой человек мог "вскрыть сейф", прислав SMS с правильным кодом, а после каждого "вскрытия" в сейф закладывалась очередная сумма денег - всего призовой фонд игры составил 1 105 900 рублей. В акции приняли участие пользователи мобильных телефонов из нескольких сотен городов России. Отклик абонентов достиг 5% от аудитории радиостанции (точные показатели в компании не раскрывают).

В предновогодней SMS-викторине Cosmopolitan "В новый год на Opel Corsa", приняли участие более 250 000 человек, а суммарное количество отправленных читателями SMS-сообщений превысило 1 млн. "Для дополнительного стимулирования интереса покупателей анонс акции появился на обложке предновогоднего декабрьского номера. И это сыграло важную роль в увеличении продаж - каждый читатель имел шанс выиграть шикарный подарок к Новому году, - отмечает Мила Агафонова, менеджер по маркетингу Cosmopolitan. - Нам было приятно отметить, что активное участие в этой акции приняли и мужчины, которые априори не являются нашей целевой аудиторией". Один из таких "нецелевых" читателей прислал в редакцию письмо с душещипательным рассказом о том, как участие в викторине сподвигло его прочитать все журналы Cosmo за 10 лет и просьбой заменить полученный в подарок эпилятор на что-то более подходящее для мужчины. Редакция оценила степень мужского самопожертвования и заменила эпилятор на мобильный телефон. Надеясь на еще большее укрепление доверия читателей к изданию, уже в апрельском номере Cosmo планирует объявить правила новой викторины - теперь уже с призовым Citroen C2.

В General Motors прошедшую викторину считают удачной промо-акцией. "Викторина Cosmopolitan и Opel рассматривается нами не как мобильный маркетинг, а как промо-акция, рассчитанная на увеличение узнаваемости марки Opel, и особенно модели Corsa, - объясняет Ираклий Лакербая, BTL-supervisor компании General Motors. - Opel Corsa, Cosmopolitan и SMS-викторина явили собой удачную синергию: современный автомобиль для молодых и активных людей, журнал для молодых и продвинутых женщин и современные SMS-технологии как модное связующее звено между ними". Будучи генеральным спонсором викторины, Opel Corsa получил освещение в журнале Cosmopolitan и был представлен на многочисленных рекламных носителях в рамках промо-кампании в поддержку SMS-викторины Cosmo.

Несмотря на ряд удачных примеров мобильного маркетинга, многие компании до сих пор относятся к нему настороженно. "У SMS-маркетинга есть только несколько ниш, где он может быть успешным", - утверждает Алексей Алексеев, руководитель отдела маркетинга R-Style Computers.

Однако те, кто отважился на подобные эксперименты, отмечают, что в качестве маркетингового инструмента подобные SMS-сервисы выполняют несколько важных функций. Во-первых, такой коммуникации с потребителем свойственна беспрецедентная оперативность и персонализация, сравнимая разве что с директ-маркетингом. Во-вторых, в рамках проведения акции формируется база данных активных и готовых к продолжению коммуникации с брендом пользователей мобильных телефонов. И наконец, подобные проекты могут приносить организаторам немало доходов: в среднем одно SMS-сообщение стоит абоненту 25 - 30 центов, и путем нехитрых подсчетов можно определить, что, например, викторина "В новый год на Opel Corsa" принесла организаторам около $250 000, из которых согласно стандартной практике примерно половина доходов приходится на долю мобильных операторов. О том, как распределяются оставшиеся 50%, компании предпочитают умалчивать. Но по данным "Ко", в случае если контент-провайдер обеспечивает лишь техническую часть и подключение к сотовым операторам, его доля, как правило, составляет 10% от общего дохода. Соответственно компания-заказчик получает 40%. Если же, как в случае с новогодней викториной, провайдер обеспечивает кроме того креатив и продвижение, его доля может вырасти в разы и сравняться с долей медиа-компании.

Благодатной почвой для развития мобильного маркетинга стало телевидение - по оценкам аналитиков, объем мирового телевизионного SMS-интерактива в 2004 году превысил $10 млрд. Уже сегодня крупнейшие проекты на российском ТВ включают в себя элементы обратной связи - в первую очередь это голосования и рейтинги, особенно характерные для прямого эфира. Всевозможные медийные SMS-сервисы выгодны радиостанциям, телеканалам и печатным СМИ еще и потому, что, продвигая медийный бренд за счет вовлечения аудитории в интерактив, они значительно экономят средства на рекламу - информация об акции размещается в собственном эфире или на страницах самого издания.

Любовь со SmыSлом

Для того чтобы начать общаться с потребителем напрямую, компании нужно… только принять решение о целесообразности этого шага. Создание креативной идеи и весь процесс ее воплощения готовы взять на себя системные интеграторы. "Мы создаем готовые креативные решения под конкретных клиентов, - рассказывает Александр Пухов, исполнительный директор компании Sibius. - Занимаясь техническим воплощением такого проекта, мы берем на себя договоренности с сотовыми операторами и организацию горячих линий, тем самым избавляя заказчика от "головной боли". Стоимость одного такого проекта национального масштаба составляет около $100 000, включая креативную концепцию и полную техническую интеграцию, а сроки реализации зависят от его сложности и территориального охвата и составляют от полутора месяцев до трех дней". Технологии мобильного маркетинга позволяют наполнить обращение бренда к потребителям практически любым содержанием. Например, компания Nestle заставила пользователей мобильных телефонов обмениваться "посланиями нежности". Суть акции заключалась в том, что можно было отправить SMS с указанием номера телефона того, кому абонент хотел бы отправить такое послание. Адресат получал сообщение, что ему кто-то отправил "послание нежности", при этом указывался спонсор акции - шоколад Nestle Classic. Если получивший такое загадочное сообщение угадывал предполагаемого отправителя, то счастливая пара получала возможность выиграть романтическое путешествие на двоих, о чем оба немедленно оповещались - опять же по SMS. "В целом проектом "Послания нежности" мы довольны - он был практически первым в своем роде и потому оказался заметен, - отмечает Ирина Коренькова, директор по развитию бизнеса BTL-агентства TMA-Draft. - Правда, измерение количественных показателей при проведении таких проектов - это как раз пока довольно слабый момент, поскольку сложно измерить изменение восприятия имиджа при такой все же небольшой активности. На повышение продаж проект не завязан, как и большинство подобных ему - это просто развлекательная SMS-игра, более ориентированная на имидж, чем на продажи".

Около двух месяцев назад компания Dixis презентовала собственный имиджевый проект - SMS-игру Dixis Adventure. Имя Dixis носит главный герой, мэр страны Мобиландии, а населяют эту страну "симки" и "мобилки". С целью создания положительного восприятия бренда создатели игры наделили героя положительными качествами: его главная задача - спасти жителей и помочь им. Без рекламной поддержки (игра была представлена только в фирменном каталоге DixisClub) уже в первые недели было произведено порядка 30 000 скачиваний. По словам Татьяны Москалевой, руководителя службы по связям с общественностью группы компаний Dixis, основной целью разработки и распространения данной игры было продвижение бренда Dixis. "Мы даже не рассчитывали немедленно получить результат в виде увеличения продаж, - уверяет Москалева. - Задача, решаемая игрой Dixis Adventure, состоит, во-первых, в информировании пользователей мобильной связи о существовании бренда Dixis и, во-вторых, в закреплении в сознании потребителя связки Dixis - мобильная связь. Кроме того, игрушка сделана с юмором и отличается симпатичной графикой - мы считаем, что совокупность этих факторов и послужила причиной широкой популярности игры. В перспективе мы надеемся, что использование подобных инструментов позволит не только повысить информированность целевой аудитории о бренде, но и повлияет на лояльность наших клиентов". По мнению Александра Пухова, SMS- и Java-игры могут являться удачным инструментом для продвижения бренда, но проект Dixis к ним не относится, поскольку является исключительно имиджевым, компания на нем не зарабатывает.

Отсутствие единых критериев для измерения эффективности, действительно, является большой проблемой для мобильного маркетинга. Средний уровень отклика оповещенных о проведении акции клиентов составляет 10%, а рекордное количество откликов в компании Sibius зафиксировали в период проведения проекта для бренда "Золотая бочка", спонсировавшего концерт группы "Чайф". В розыгрыше бесплатных билетов на концерт приняли участие 13 500 из 50 000 проинформированных абонентов (то есть 27%). Основная задача брендов, решившихся на SMS-коммуникацию с потребителем, - создать такую схему, при которой потребитель сам инициирует контакт с брендом (чтобы избежать обвинений в рассылке спама и во вторжении в частное пространство пользователя мобильной связи). По мнению Сергея Созонова, гендиректора рекламного агентства "Комрад Медиа", с помощью мобильного маркетинга можно проверять креатив на состоятельность. "Участие в SMS-конкурсах со стороны потребителя вещь добровольная, хочешь - отсылай, не хочешь - не отсылай SMS, - отмечает он. - Поэтому мобильный маркетинг можно рассматривать как некую лакмусовую бумажку, реагирующую на эффективность конкретной рекламной акции (кампании) - талантливый креатив, удачно выбранная рекламная стратегия - жди вала эсэмэсок! Если аудитория реагирует слабо - значит, просчитался, срочно ищи причину".

Тем не менее вопрос спама - в случае если приглашение участвовать в акции абонент получает через SMS-сообщение - по-прежнему остается открытым. "У рекламной SMS-рассылки гораздо больше шансов быть классифицированной как спам, причем спам со значительно большим стрессовым воздействием, чем почтовый, - именно в силу значительно большей, чем у почтовой рассылки, степени проникновения в частную жизнь получателя, - отмечает Игорь Ганжа, креативный директор компании LMH Consulting. - Проверяя свой почтовый ящик, реальный или виртуальный, человек подсознательно готов к получению корреспонденции, а SMS-рассылка может застать его в самый неподходящий момент, когда внимание занято более важными вещами".

SMS из-под парты

Ограниченность активной аудитории и проблема отстройки от спама заставляют некоторые компании сомневаться в целесообразности применения инструментов мобильного маркетинга для продвижения своего бренда. По мнению Алексея Алексеева из R-Style Computers, перспективы SMS-маркетинга полностью зависят от категории потребителей. "Зрелые потребители будут не в восторге от такой рекламы - во-первых, они редко используют SMS, поскольку в состоянии оплатить телефонный звонок, а многие просто не умеют пользоваться SMS-сервисом. Во-вторых, звонки не по делу и не вовремя раздражают и отвлекают, - говорит Алексеев. - Кстати, совсем недавно сотовые операторы рассылали SMS-сообщения по ночам! В-третьих, это совершенно точно не понравится автомобилистам: ведь когда звонит сотовый телефон, приходится отвлекаться, а если по вине SMS-сообщения произойдет авария, к рекламодателю могут быть предъявлены иски. Думаю, что скоро многие просто заблокируют SMS-сервис". По мнению Алексеева, есть лишь одна категория потребителей, на которую SMS-реклама будет работать: "Это школьники и студенты. Они очень активно пользуются SMS-услугами для флирта, знакомств, и само SMS-сообщение является для них позитивно заряженным. При этом если зрелому потребителю, возможно, даже одно сообщение в день "не по теме" покажется спамом, то для школьника и двадцать таких сообщений будет в самый раз, потому что в этот же день 40 SMS он получил от одноклассников и одноклассниц".

Сергей Созонов тоже считает, что основные участники SMS-лотерей и голосований - молодые люди. "Схема идеальна: услуга новая, темпы мобилизации населения ошеломляющие (во многом за счет самой молодой части населения), деньги практически виртуальные - пользователь психологически уже расстался с ними, когда вносил "копеечку" на свой мобильный счет, - заявляет Созонов. - Опять же играет на руку наша бедность: мобильник - это практически единственная "пафосно-имиджевая" вещь из всего арсенала "джентльменского набора", которую может позволить себе большая часть населения нашей страны. Поэтому подростки, будучи наименее психологически устойчивой частью населения, маму родную продадут, чтобы мобильник приобрести, а уж если новенький телефончик в руках и $5 на счете, то, само собой, нужно и новую мелодию скачать и заставку на дисплее сменить - иначе чем козырнешь перед друзьями? Этим и пользуются "бизнесмены" от мобильного маркетинга".

Узкая целевая аудитория ограничивает сферу применения технологий мобильного маркетинга, практически исключая из этой области товары и услуги класса премиум. "Важно понимать, что при использовании приемов мобильного маркетинга ваша целевая аудитория должна пересекаться с аудиторией, активно использующей дополнительные мобильные сервисы. Такой канал коммуникации наиболее уместен для продукции mass market и вряд ли подойдет для продвижения оптовых компаний, узкосегментированных товаров, товаров класса люкс", - замечает Мила Агафонова из Cosmopolitan. С этим согласна и Татьяна Москалева из Dixis: "Мобильный маркетинг эффективен, поскольку позволяет охватить конкретную целевую аудиторию с некоторыми известными характеристиками. Единственное "противопоказание" для использования этого инструмента - продвижение дорогих товаров, ведь для покупателей этого уровня важно ощущать собственную уникальность и получать индивидуальный подход в обслуживании. Поэтому, скорее всего, данный инструмент наиболее хорош для коммуникаций на массовом рынке товаров и услуг".

SMS-ловушки

Одна из основных проблем развивающего российского рынка мобильного маркетинга заключается в недобросовестности отдельных провайдеров, провалы которых компрометируют технологию в целом. "Чаще всего это происходит потому, что провайдер не обладает достаточными ресурсами - например, партнерскими отношениями с региональными сотовыми операторами. А поскольку рынок интерактива сегодня непрозрачен, проверить это, как правило, невозможно, - объясняет Александр Пухов. - Причем не всегда заказчик ставится в известность о невыполнении провайдером своих обещаний". В Sibius рассказывают, как однажды пришлось реализовывать проект за три дня, потому что у заказчика, крупной западной компании, через три дня стартовала широко анонсированная акция, а предыдущий контент-провайдер не сумел обеспечить ее техническое воплощение. Часто проект, реализация которого оплачена заказчиком в федеральном масштабе, не работает в отдельных регионах - как произошло, например с акцией Pepsi, приуроченной к проведению Чемпионата Европы по футболу.

Один из наиболее распространенных способов закамуфлированной "подставы" со стороны системных интеграторов - экономия на технической реализации проектов, в результате чего один и тот же телефонный номер, на который шлют SMS заинтересованные абоненты, объединяет несколько совершенно не связанных между собой проектов. Так, желающие принять участие в SMS-акции слабоалкогольных напитков Bravo получали на телефон сообщение, в котором предлагалось выбрать, в какой именно акции они хотят участвовать - Bravo или презервативов Contex (в зависимости от этого предлагались различные команды, которые эти абоненты должны были отправить со своего телефона). "Пересечение коммуникационных каналов различных брендов в таком виде недопустимо, - считает Александр Пухов. - Вряд ли системный интегратор сообщил заказчикам о таком будущем "соседстве" и вряд ли компании на это согласились бы - каждый платит за уникальный проект и не хочет присутствия других брендов в своем информационном поле". Поэтому сегодня компании более тщательно относятся к выбору партнера по системной интеграции маркетинговой акции: "Провайдер должен иметь обширный опыт проведения проектов в области мобильного маркетинга, обладать современной (желательно собственной) технической базой и обеспечивать широкий охват по всем операторам сотовой связи", - считает Мила Агафонова.

В условиях непрозрачности бизнеса системных интеграторов некоторые компании, сделавшие ставку на интерактивное общение с аудиторией, принимают довольно неожиданные решения: так, телекомпания ТНТ, лидер по применению интерактивных технологий среди всех российских каналов, заявила о своих намерениях уже весной 2005 года выступать в качестве контент-провайдера и в дальнейшем обходиться без привлечения технических посредников для реализации собственных интерактивных проектов. Впервые интерактив появился на ТНТ осенью 2003 года в рамках первого реалити-шоу "Дом". В программе необходимо было организовать голосование, и телекомпания первоначально обратилась к стационарной проводной телефонии. Но удовлетворить предъявляемые телекомпанией требования стационарная телефония не смогла - в первую очередь из-за небольшого территориального охвата. С целью обеспечения общенационального доступа зрителей к интерактивной коммуникации с телеканалом ТНТ сделала ставку на SMS-технологию. Повышая лояльность аудитории, интерактив приносит компании и ощутимый доход - ежедневно зрители отправляют в адрес канала до 150 000 SMS-сообщений.

Относительно того, какое будущее ждет развивающийся быстрыми темпами мобильный маркетинг, мнения расходятся. "Безусловно, "мобильные технологии" - не панацея для маркетинга и коммерции современного предприятия независимо от направления его хозяйственной деятельности. Нельзя с большой достоверностью определить сферы, в которых применение мобильных технологий однозначно эффективно, это напрямую связано с существующими целями и задачами", - считает заместитель генерального директора телекомпании ТНТ Владимир Чопов.

Подводные камни на пути дальнейшего развития маркетинговых SMS-технологий, по мнению Сергея Созонова, скрываются в возможности "перекармливания" населения подобными проектами: "Если каждая рекламная кампания будет сопровождаться обязательным розыгрышем (конкурсом), в котором можно принять участие посредством отправки SMS-сообщения, то люди к этому скоро привыкнут и будут рассматривать мобильный маркетинг как дополнительную, никому не нужную опцию к навязчивой рекламе". С этим не соглашается Игорь Ганжа: "Говорить о возможности перенасыщения рынка проектами из сферы мобильного маркетинга, на мой взгляд, преждевременно. Это так же странно, как заявлять сегодня, например, о перенасыщении рекламного рынка наружной или телевизионной рекламой. SMS-технологии - это еще один канал коммуникации, причем с возможностью высокой степени детализации в описании целевой группы. Совершенно понятно, что мобильный маркетинг будет развиваться, компании станут меньше бояться использовать самые передовые технологии в общении с потребителем, и самые яркие и интересные проекты, на мой взгляд, еще впереди". В целом же, большинству игроков рынка будущее технологий мобильного маркетинга видится весьма радужным. "Активный рост ожидается в ближайшей перспективе. Ведь по сравнению с европейским рынком мы находимся в самом начале пути, - утверждает Татьяна Москалева. - Постепенно компании начинают воспринимать мобильный маркетинг как средство заработка, что частично оправданно".

Pro и contra SMS-маркетинга

try1


Ирина Кащеева
29.03.2005 журнал "Компания"
Источник: Sostav.ru


Обсудить статью на форуме

 


Приглашаем Вас также посетить: сайт наших партнёров, предоставляющих нам контент MarketingPeople ,
 Created by PR Exclusive 2004 При использовании материалов сайта гиперссылка на сайт обязательна!