ПОИСК:
 
 

-->
   Информационный портал... > СТАТЬИ > Мерчандайзинг > Мерчендайзинг в...  
01 О ПРОЕКТЕ
02 BTL ТЕРРИТОРИЯ
03 АРХИВ BTL НОВОСТЕЙ
04 РОССИЙСКОЕ BTL ПАРТНЕРСТВО
05 СОБЫТИЯ
06 СТАТЬИ
07 КНИЖНАЯ ПОЛКА
08 CООБЩЕСТВО
09 ТЕНДЕРЫ
10 ПРОМОКАЛЬКУЛЯТОР
11 СЕРТИФИКАЦИЯ
12 КОНТАКТЫ
13 РЕКЛАМА НА ПОРТАЛЕ


Подписка
 
Новости сайта BTLREGION.RU

Рассылка 'Новости сайта BTLREGION.RU'




Яндекс цитирования
Rambler's Top100
 
  Аудит на полке. Американские маркетологи предлагают по-новому проверять содержимое полок российских магазинов
  Мерчандайзинг как программирование поведения покупателя
  Мерчендайзинг с допродажей как элемент трейд-маркетинга.
  Плюсы и минусы мерчендайзинга
  Плюсы и минусы мерчендайзинга
  Полка боя
  Стыдливый гений торговли
  Так называемая скрытая пломба ненавязчивого мерчандайзинга
  Торговля в собственном соку
  Что определяет дизайн торгового зала
 

Мерчендайзинг в дискаунтерах
По статистике, в 82% случаев покупатель принимает окончательное решение о покупке у места продажи. И если вы хотите, чтобы эта армия потенциальных клиентов оставила деньги именно в вашем магазине, то нужно серьезно относиться к "искусству торговать", т. е. мерчендайзингу. Аналитики утверждают, что в тех торговых предприятиях, где работа мерчендайзезров безупречна, посетители тратят на 13% больше.

Разработкой концепций мерчендайзинга для производителей и розницы занимаются специалисты московской компании "Global Consulting". Руководитель проектов мерчендайзинга Кристина Удалова в конце ноября принимала участие в семинаре "Продовольственный дискаунтер", который был проведен НП "Торговый Петербург" в рамках нового проекта "Торговая Россия". Мы предлагаем вашему вниманию основные положения ее доклада "Мерчендайзинг в дискаунтерах".


Дискаунтеры - это магазины эконом-класса с ассортиментом в среднем от 800 до 3000 наименований, где цены на товары стабильно удерживаются на низком уровне благодаря большому товарообороту и уменьшению затрат на рекламное оформление.

В России организация торговли по такому принципу стала актуальна после двух кризисных волн, а в Германии, откуда и пошло понятие "дискаунтер", на подобные магазины приходится сегодня более 40% общего товарооборота.

Мерчендайзинг - это комплекс мероприятий, проводимых в торговом зале и направленных на продвижение того или иного товара, марки, упаковки.

Мерчендайзинг позволяет:

▪ максимизировать доход с единицы полочного пространства,
▪ увеличить количество постоянных покупателей,
▪ повысить эффективность работы персонала торгового зала.

Три кита мерчендайзинга

Это - запас, расположение и представление. По словам Кристины Удаловой, такой порядок не случаен. Если в торговом зале нет необходимого покупателю ассортимента, то шаги по его расположению и представлению однозначно не позволят увеличить объем продажи. Если рекламировать ту или иную продукцию и при этом "прятать" ее от покупателей, то вряд ли можно рассчитывать на успех в ее реализации. Только выполнение всех трех требований может привести к желаемому результату.

merec1

В этой публикации мы рассмотрим более детально одну из этих основ мерчендайзинга - расположение.

Расположение в торговом зале

merec2

Специалисты Global Consulting предлагают два оптимальных способа размещения оборудования в торговом зале - продольное и поперечное. При выборе того или иного варианта следует руководствоваться количеством касс в магазине и главным принципом - покупатели должны выходить из проходов прямо к кассам, а не упираться в очередной стеллаж.

Приоритетные места в торговом зале определяются в зависимости от основного потока покупателей.

Зоны, в которых совершается наибольшее число покупок, называют "горячими". Самой "горячей зоной" в торговом зале считается начало покупательского потока. Здесь рекомендуется размещать тот товар, за которым в магазин приходит большинство клиентов. Например, если торговое предприятие славится самым дешевым в округе алкоголем, то в начале торгового зала и нужно расположить крепкие напитки. Здесь же можно организовать и дополнительные места продажи - покупатель только что вошел в магазин и стопроцентно готов к покупке.

Следующая "горячая зона" - периметр зала. По статистике, 80% посетителей выбирают именно этот путь, тогда как внутренним рядам уделяют внимание лишь 40%.

И последняя "горячая зона" - кассы, где покупатель какое-то время стоит в очереди и может совершать незапланированные покупки.

Какие же товарные группы надо размещать в вышеперечисленных зонах продажи?

Специалисты Global Consulting разделили их на три категории:

Первая категория: товары повседневного спроса. Это та продукция, за которой в магазин приходит основная масса покупателей (хлеб, молочные продукты, колбасные изделия и т. п.). Ее следует размещать по периметру торгового зала, чтобы посетители могли легко найти товар. Во внешнем периметре всегда шире проходы, поэтому стеллажи с товарами более доступны, людям комфортно, и они совершают больше покупок.

Одна из часто встречающихся ошибок, по мнению Кристины Удаловой, - размещение товаров повседневного спроса в центре торгового зала. Это затрудняет их поиск, раздражает покупателей, которые, не сумев быстро найти нужное, могут покинуть магазин, сделав вывод: "Здесь ничего нет!"

Вторая категория: товары периодического спроса. Это те продукты питания, которые покупатель планирует приобрести один раз в несколько визитов (подсолнечное масло, сахар, макароны, крупа и т.п.). Их лучше размещать в центре торгового зала, не привлекая внимания к этой продукции буквально всех посетителей.

Третья категория: товары импульсного спроса. Покупка этих товаров обычно не планируется. Располагаются они, как правило, в "горячих зонах", где попадают в поле зрения большинства покупателей, стимулируя незапланированные покупки. Правда, в дискаунтерах совершается гораздо меньше импульсных покупок, чем в супермаркете, ибо "аскетичный формат" не предполагает, что покупатель здесь задержится надолго. В дискаунтере главное - быстро найти товары и купить их много.

Дополнительные места являются эффективным инструментом повышения продажи. Они организуются для товаров импульсного спроса и товаров с высоким оборотом. Отличие дискаунтера от супермаркета в том, что дополнительные места для товаров с высоким оборотом находятся не отдельно от основной партии, а рядом, фактически, они выполняют роль места для хранения запаса, ибо в магазинах этого формата все направлено на увеличение объема реализации.

В некоторых дискаунтерах дополнительные места строятся не для самых продаваемых товаров, а для тех, которые залежались. По мнению специалистов, этого делать нельзя.

Расположение на местах продажи

Известно, что любой товар, попадающий в торговый зал, может занять на местах продажи более или менее выгодную позицию.

На стеллаже приоритетными местами считаются полки, расположенные на уровне глаз и уровне руки покупателя в начале покупательского потока (рис. 1). Именно здесь рекомендуется выставлять самые известные, самые ходовые марки. По словам руководителя проектов по мерчендайзингу компании Global Consulting Кристины Удаловой, в дискаунтере всегда выгодно увеличивать объем реализации именно той продукции, которая отлично продается.

merec3

Дисплеи в дискаунтере - это, фактически, напольная выкладка, при этом мерчендайзеры советуют ставить коробки с товаром в зале не просто на пол, а обязательно на небольшое возвышение. Оптимальная высота дисплея - от 1 до 1,5 метров. Если дисплей очень низкий, покупателям неудобно наклоняться и доставать товар из коробки, если очень высокий - есть опасность, что продукция может свалиться на посетителя. Верхние коробки всегда нужно распаковывать, и работники торгового зала должны следить за тем, чтобы несколько единиц товара постоянно были на виду у покупателей. Таким образом создается впечатление, что продукция пользуется спросом и быстро расходится.

Считается, что дисплеи в дискаунтерах - одно из самых эффективных мест продажи.

Порядок расположения групп товаров

В ассортименте каждой товарной группы можно выделить товары:

ходовые (высокий оборот): пользуются наибольшим спросом покупателей;
прибыльные (высокая наценка): позволяют сделать высокую наценку благодаря уникальным качествам или имиджу марки, на них можно хорошо заработать, но они не продаются в большом количестве;
самые выгодные (оборот и наценка высокая) идеально сочетают лучшие свойства вышеперечисленных, они должны быть в каждом магазине;
балласт (оборот и наценка низкие): низкий спрос, низкая прибыль, высокие накладные расходы. В дискаунтерах, по мнению специалистов, таких товаров быть не должно.

Для максимизации дохода с единицы полочного пространства на приоритетных местах"самые выгодные товары", а "прибыльные" и "ходовые" – недалеко от них

merec4

Правило "стен замка"

Что касается выкладки товаров по маркам, сортам и упаковкам, то, здесь главное, чтобы покупатель мог без проблем "прочитать" полку и легко разобраться в представленной продукции. Каждую товарную подгруппу должна открывать марка-лидер. При этом марка №2 может закрывать ее, образуя "стену замка". Все остальные марки располагаются внутри и заимствуют популярность у лидера.

Сорта внутри марок необходимо располагать в логической последовательности, скажем, по возрастанию жирности, крепости и т. д.

Упаковки. По словам Кристины Удаловой, не стоит поддаваться на уговоры поставщиков и строить "марочные", так называемые "корпоративные блоки", потому что человек, как правило, выбирает не марку, а упаковку. Следует также правильно соблюдать цветовую гамму и не допускать соседства близких по цвету упаковок.

Представление

Ценники - это визитная карточка магазина. Можно смело сказать, что любой магазин начинается с ценника. Ценник должен не только информировать, но и привлекать, быть лаконичным, но красноречивым. По статистике, каждый третий покупатель отказывается от покупки товара, если не находит на месте продажи информацию о цене. А поскольку в дискаунтере цена является конкурентным преимуществом, то нужно следить за тем, какого качества ценники у вас в торговом зале и насколько они удобно расположены. Место ценника - под или над соответствующим товаром, но ни в коем случае - ни справа, ни слева, ни где-то в стороне.

Типичная ошибка дискаунтеров - невыразительные ценники, а порой и отсутствие таковых.

Рекламные материалы. Их задача - привлечение внимания покупателей к продукции в торговом зале, создание лояльного отношения к конкретной торговой марке, повышение количества импульсных покупок.

merec5

Многие магазины от такой продукции отказываются не потому, что она не эффективна, а потому, что персонал не знает, как ее правильно использовать. Для того, чтобы рекламные материалы действительно помогали увеличивать объем продаж, необходимо выполнять следующие правила. Рекламные материалы следует располагать:

▪ на местах продажи рекламируемых товаров или по ходу к ним;
▪ на уровне глаз или выше, либо около рекламируемой продукции;

Рекламные материалы должны:

▪ быть яркими, чистыми и привлекательными, постоянно обновляться и соответствовать рекламным кампаниям, которые проводятся в данный момент;
▪ не мешать ни продавцу, ни покупателю;
▪ не создавать "эффекта маскарада".

На местах продажи мерчендайзеры советуют размещать: воблеры, шелф-токеры, ценники, информационные листовки.

Около мест продажи или по ходу к ним - мобайлы, муляжи, флаги, плакаты.

Чистота продукции и места продажи

Бич многих дискаунтеров - грязные торговые залы, небрежно расставленная продукция, невнятные, часто написанные от руки ценники, мятые упаковки, неприятные запахи, неряшливо одетый персонал. И если сегодня из-за низких цен в такие магазины все же приходит большое количество покупателей, то завтра, по мере развития рынка розницы, многие клиенты вряд ли захотят в них отовариваться. Поэтому, если вы не хотите потерять лояльность покупателей, то обязаны следить за чистотой продукции и состоянием оборудования в торговом зале.


"Торговый Петербург"

Обсудить статью на форуме

 


Приглашаем Вас также посетить: сайт наших партнёров, предоставляющих нам контент MarketingPeople ,
 Created by PR Exclusive 2004 При использовании материалов сайта гиперссылка на сайт обязательна!