ПОИСК:
 
 

-->
   Информационный портал... > СТАТЬИ > Маркетинговые... > Признаки хорошего...  
01 О ПРОЕКТЕ
02 BTL ТЕРРИТОРИЯ
03 АРХИВ BTL НОВОСТЕЙ
04 РОССИЙСКОЕ BTL ПАРТНЕРСТВО
05 СОБЫТИЯ
06 СТАТЬИ
07 КНИЖНАЯ ПОЛКА
08 CООБЩЕСТВО
09 ТЕНДЕРЫ
10 ПРОМОКАЛЬКУЛЯТОР
11 СЕРТИФИКАЦИЯ
12 КОНТАКТЫ
13 РЕКЛАМА НА ПОРТАЛЕ


Подписка
 
Новости сайта BTLREGION.RU

Рассылка 'Новости сайта BTLREGION.RU'




Яндекс цитирования
Rambler's Top100
 
  В супермаркеты запустили «тайных покупателей»
  Доверяй, но проверяй
  Долой старье!
  Игорь Березин: Интересное для всех не интересно никому
  Когда мы стали доверять незнакомцам?
  Когда хорошее маркетинговое исследование становится плохим
  Маркетинговое исследование. Как не допустить ошибок при его проведении
  Маркетинговые исследования в процессе создания бренда
  Маркетинговые исследования: узость обзора или широта оценки?
  Не анализируй это
  Несколько замечаний об этике фокус-групп
  Нужны ли методы психологии в маркетинговых исследованиях?
  Объективные причины для проведения исследований
  Основные принципы оценки конкурентоспособности продукции
  Потребитель фильтрованный
  Потребительский рынок: есть ли кризис в России?
  Практический подход к анализу данных исследований, проведенных с помощью фокус-групп
  Признаки хорошего маркетингового исследования или надо ли делать Заказчику красиво?
  Проективные методики в исследованиях рынка
  Работа модератора при проведении качественных исследований
  Тест на продаваемость
  Три России. Особенности национального потребления
  Фокус-группы в маркетинговых исследованиях – за и против
  Фокус-группы он-лайн! Новые технологии маркетинговых исследований
  Фокусные группы для рекламных исследований
 

Признаки хорошего маркетингового исследования или надо ли делать Заказчику красиво?
Маркетинговые исследования являются больше искусством, чем наукой. Они выигрывают от участия профессиональных исследователей, обладающих особым чутьем, которое приобретается только в течение многих лет работы. ЕРЧИЛЛЬ Г.А., "МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ"

Серьёзная проблема рынка услуг маркетинговых исследований и бизнес-консалтинга - отсутствие четких (объективных) критериев оценки КАЧЕСТВА результата. Не понятно как Заказчику отличить плохое исследование от удовлетворительного, а удовлетворительное от хорошего.

"Основные требования" к Исследователю:

* На первом этапе (до заключения Договора) - Исследователь (фирма и ее представитель) должен иметь умный вид и выглядеть презентабельно, т.е. хорошо если Исследователь при общении использует как можно больше специальных терминов и ссылок на мировую практику и стандартные (общепринятые) методики.

* На втором этапе (формирование Анкет и т.п.) Исследователь должен сделать красивую Анкету; некоторые почему-то считают, что Анкета в виде отдельной брошюры на 20-30 страниц это то, о чем респондент мечтает.

* На третьем этапе (представление Отчета по результатам исследования) от Исследователя требуется предоставить толстый (не менее 100 страниц) Отчет, презентация которого должна быть яркой и запоминающейся (лучше если будет сформирован отдельный презентационный файл в PowerPoint).

Если посмотреть на эти "требования", то становится очевидно, что в большинстве случаев основным критерием КАЧЕСТВА работы исследователя или консультанта является субъективная оценка на уровне "НРАВИТСЯ - НЕ НРАВИТСЯ". При этом положительная оценка ("нравится") будет обоснована не в последнюю очередь мнением (ощущением) "сделано красиво". Это во многом ПРАВИЛЬНО

Однако, представленные "требования" являются необходимым (во многом), но недостаточным условием оказания качественных услуг. Перекос в сторону "внешних признаков" допускает перемещение на второй план реальных целей и задач, для решения которых проводятся маркетинговые исследования или оплачиваются услуги бизнес консалтинга.

Следовательно, с нашей точки зрения, необходимо в первую очередь обращать внимание на СОДЕРЖАНИЕ тех документов, которые Вам предоставляет Исследователь (Консультант). Насколько содержание соответствует поставленным перед Исследователем целям и задачам.

Отсюда следует "практический" постулат: если СОДЕРЖАНИЕ Отчета способствует решению "проблем" фирмы, то исследование можно считать хорошим. Постулат не всегда можно применить, т.к. с момента проведения исследований до момента проявления результата может пройти значительное время. Есть и "теоретический" постулат - хорошее исследование не должно противоречить здравому смыслу и не содержать арифметических ошибок. Но существуют проблемы с применением этого постулата: кто будет определять, что есть "здравый смысл"? А кто говорил, что будет легко? Статья-то проблемная…

Пока и мы вынуждены признать, что с определением объективных критериев оценки КАЧЕСТВА результата работы Исследователя (Консультанта) есть большие проблемы.

Другой серьёзной проблемой рынка является стремление некоторых исследователей (здесь с маленькой буквы) решать задачу Заказчика наиболее удобным для себя способом. С точки зрения "экономики конкретной фирмы" желание некоторых исследователей (консультантов) по максимуму использовать инструменты, имеющиеся в их распоряжении, понятно. Если ты купил топор, то чего же думать - рубить надо (а не пилить, гнуть или строгать). За примерами далеко ходить не надо

* есть у фирмы доступ к официальной статистике (балансам и таможенной статистике) - Заказчика будут убеждать, что вторичной информации достаточно и эта информация становится универсальным инструментом для решения большинства проблем (конкурентный анализ, предпочтения потребителей, перспективы бизнеса и т.п.)

* есть опыт работы с определенными технологиями, программами - перед Заказчиком универсальный инструмент на все "случаи жизни"

* есть помещение для фокус-групп или для холл-тестов - эти методы будут к месту и не к месту предлагать Заказчику

* есть колл-центр - вероятно все проблемы будут решены при помощи телефонных интервью и директ-маркетинга

* есть структура, занимающаяся доставкой корреспонденции, - Заказчику будут доказывать, что только личное поквартирное интервью способно решить все его проблемы

* есть специалисты по интернет-технологиям - все проблемы решит интернет-опрос.

Ну и что дальше? Как же быть Заказчику, как понять с кем работать? Наиболее простой (неправильный!) вывод - для того чтобы пользоваться услугами фирм, проводящих маркетинговые исследования, необходимо самому быть специалистом по исследовательским технологиям. Бред? Правильно - бред! С нашей точки зрения, Заказчик должен просто здраво подходить как к оценке предложений по проведению исследований, так и к оценке результатов. Обращайте внимание на СОДЕРЖАНИЕ. Необходимо помнить, что маркетинговые исследования - комплекс мероприятий по сбору, обработке и анализу информации, необходимой для принятия управленческих решений. Все. Никакой мистики, "специальных" приемов, неподдающихся внятному и простому описанию. Если исследователь не может Вам "на пальцах в три минуты" объяснить ВСЁ, т.е. почему именно такая выборка, как она будет сформирована (физически), почему респонденты будут отвечать на вопросы анкеты (это к вопросу о "тридцатистраничных" анкетах, называемых в простонародье "мурзилками") и т.д., то, скорее всего, Вам надо поискать другого исследователя.

Да, пока рынок маркетинговых исследований и бизнес-консалтинга является персонально обусловленным, т.е. КАЧЕСТВО отчета в значительной (решающей) степени зависит от личности руководителя работ по договору. Вероятно, такое положение сохраниться в среднесрочной перспективе.


Дмитрий А. Канаев
http://www.gortis.info/


Обсудить статью на форуме

 


Приглашаем Вас также посетить: сайт наших партнёров, предоставляющих нам контент MarketingPeople ,
 Created by PR Exclusive 2004 При использовании материалов сайта гиперссылка на сайт обязательна!