ПОИСК:
 
 

-->
   Информационный портал... > СТАТЬИ > Разное > Мэппинг рынка  
01 О ПРОЕКТЕ
02 BTL ТЕРРИТОРИЯ
03 АРХИВ BTL НОВОСТЕЙ
04 РОССИЙСКОЕ BTL ПАРТНЕРСТВО
05 СОБЫТИЯ
06 СТАТЬИ
07 КНИЖНАЯ ПОЛКА
08 CООБЩЕСТВО
09 ТЕНДЕРЫ
10 ПРОМОКАЛЬКУЛЯТОР
11 СЕРТИФИКАЦИЯ
12 КОНТАКТЫ
13 РЕКЛАМА НА ПОРТАЛЕ


Подписка
 
Новости сайта BTLREGION.RU

Рассылка 'Новости сайта BTLREGION.RU'




Яндекс цитирования
Rambler's Top100
 
  Cовременные тенденции в оформлении фасадов и входной группы магазинов
  MEGA TAXI 24 - эконом такси в Москве
  USP: Уникальное торговое предложение
  Афера мистера Крынкина
  Битва за умы
  В борьбе за покупателя побеждает упаковка
  Велосити.
  Вкус лояльности.
  Внимание! Целевая аудитория - женщины
  Входной билет
  Групповая терапия: кому нужны зонтичные бренды?
  Делаем деньги на фитнесе для собак
  Детская реклама
  Зачем маркетологу маркетинговые ассоциации
  Звезды в рекламе и как без них обойтись
  Звук, музыка и звуковые эффекты в рекламе
  И круглый год - похмелье... Планируем календарь специальных событий
  Инфострасть, или Жесткий PoRno-маркетинг
  Искусство мастеров-типографов
  Использование вопросов для выявления скрытых потребностей в продажах
  История одной малобюджетной выставки, или как тратить меньше
  Каждый водитель может заказать электронную сигарету. Найдите где купить электронные сигареты fresh
  Как и почему мы покупаем
  Как искать и найти коммуникационное агентство
  Как отличить оригинальный iPhone 3g от китайской копии.
  Как построить дом, устойчивый к пожару?
  Как посчитать любовь. К бренду.
  Как правильно донести свое продвижение
  Какие доводы убеждают людей
  Киста яичника. Способы лечения
  Классификация элементов фирменного стиля
  Кому доверить своего ребенка?
  Конкурентная разведка versus шпионаж
  Куда пойдем мы с пятачком
  Культура как фактор потребительского поведения
  Ламинатор – незаменимая послепечатная техника.
  Лояльность клиента - достижимая реальность
  Максим Галкин. Птица-говорун отличается умом и сообразительностью
  Маркетинговые коммуникации в книжном бизнесе: выживание или развитие
  Массажные кресла и их функционал
  Медиапланирование: простые формулы и "подводные камни"
  Мелодия голоса
  Методика позиционирования товара из 7 шагов
  Микроволновка встраиваемая SAMSUNG G273VR GORENJE MO 17 DE
  Можно ли управлять продажами? Часть 1
  Можно ли управлять продажами? Часть 2
  Можно ли управлять продажами? Часть 3
  Можно ли управлять продажами? Часть 4
  Некоторые вопросы по ОСАГО
  Немного о лояльности – ровно столько, чтобы всерьёз о ней задуматься
  Новая реальность маркетингового мира без доверия
  О фирменном стиле замолвите слово
  Облик вашего менеджера по рекламе
  Обращение к своей творческой части. Рефрейминг творчества.
  Обувь, покорившая мир
  Общество любителей брэндов
  Оптимальное управление продажами с использованием статистических моделей
  Особенности маркетинга в рамках мультикультурной среды на примере США
  Особенности национального копирайтинга
  Особо опасные потребители
  Осязая время…
  Отличайтесь от конкурентов отношением к потребителю
  Отношения и мотивация в маркетинговых коммуникациях
  Оценка положения продукта на кривой жизненного цикла
  Оценщик возможностей. Почему клиенты платят деньги за консалтинг
  Партизанский маркетинг
  Первый парень в интернете. Тимофей Бокарев сделал инновации делом жизни
  Перевозим антиквариат
  Переезд турагентства
  Побрендим...?
  Поиск юридического адреса от собственника.
  Покровительница знаков
  Портрет современного потребителя
  Последняя битва за розницу.
  Постоянство в рекламе
  Правильно вложить деньги
  Принцип Реальности, или Что человеку надо
  Проекты одноэтажных домов из оцилиндрованного бревна
  Психоанализ названия компании
  Разработка фирменного стиля торговой марки
  Реклама в социокультурном пространстве: традиции и современность
  Реклама внутри магазинов: момент истины или пустая трата денег?
  Реклама и налоги
  Реклама уходит с экранов
  Рекламные страсти
  Рекламный концентрат. Мировые холдинги выстраивают вертикаль власти
  Рекламный рынок ожидает польская экспансия
  Репутацию "делает" информация
  Система оценки эффективности маркетинговой деятельности
  Современные женщины как потребители
  Создаем бренд, а не бред
  Спонсорство благотворительных акций - эффективный метод маркетинговых коммуникаций
  Ссуда в ломбардах Москвы
  Структура маркетингового отдела
  Сувенирная лихорадка. Как сделать подарок, который хочется передарить
  Сюрпризы в щедрой Культурной столице
  Тизерная реклама
  Универсальный материал для очистки аквариумов. Обслуживание аквариумов.
  Управление комплексом маркетинга предприятия на основе CRM-технологий
  Управление отношениями с клиентами
  Факторы успеха в PR
  Фирменный стиль
  Фирменный стиль, регистрация товарного знака
  Формула развития бизнеса
  Фрейд вышел за границы своей компетенции
  Характеристики эффективного спонсорства
  Целевой подход. Полезно относиться к стратегии как набору ключевых решений
  Чего хотят клиенты от ваших продуктов
  Шесть шляп мышления Six Thinking Hats
  Шесть шляп мышления Six Thinking Hats
  Эволюция позиционирования
  Этапы процесса обучения
  Яхту возят всегда аккуратно
  Дегустация как метод продвижения продовольственных товаров
  Идеи психоанализа в современной рекламе
  Брендинг в сфере розничной торговли
 

Мэппинг рынка
Статья посвящена первому этапу сегментации - мэппингу рынка. На этом этапе необходимо выполнить две работы - нарисовать карту рынка, на котором находится Ваш бизнес, а затем определить точки разработки сегментов. Следует сразу отметить, что мэппинг рынка розничных товаров и услуг выполнять несколько проще, чем мэппинг корпоративных товаров и услуг.

Вернемся к определению рынка. Существуют три понятия в последовательности: полностью доступный рынок, потенциально доступный рынок и реально доступный рынок. Как минимум Вам придется делать мэппинг реально доступного рынка, хотя, имея более агрессивные цели, этого может быть недостаточно. Поэтому в повседневной маркетинговой практике компания, желающая занять доминирующее положение, должна проводить мэппинг и потенциально доступного рынка.

Другой аспект границ мэппинга связан с понятием стратегического делового узла (СДУ). Понятие СДУ предполагает:

-наличие общих клиентов и конкурентов для большинства продуктов и услуг данного узла,
-четкое выделение узла как самостоятельной структурной единицы,
-наличие закрепленного руководителя, ответственного за работу узла и его показатели,
-определение его как единицы, способной конкурировать на внешнем рынке.

Поэтому мэппинг (карту рынка) можно выполнять для конкретного СДУ, хотя это и не всегда возможно. В некоторых компаниях существующая структура не соответствует пропорции 1 сегмент-1 СДУ. Это возможно, когда данная структура создана вокруг продуктовых линий и эти линии могут конкурировать на одном рынке. В этом случае мы рекомендуем проводить мэппинг Вашего рынка по продуктам (услугам), т. е. на самом низком уровне агрегации.

При изложении материала для наглядности мы будем пользоваться диаграммами мэппинга. В реальной жизни разработка карты рынка более сложна, т. к. производственно-хозяйственные связи между участниками рынка могут быть более сложными. Поэтому в повседневной практике используются не только диаграммные схемы мэппинга, но и табличные. Этим схемам также будет уделено внимание.

Исходной точкой рисования карты рынка является графическое отражение цепочки доставки продуктов или услуг или цепочки приращения стоимости товара.

Пример такой диаграммы приведен далее.

meppp1

Данная карта рынка состоит из четырех этапов, при этом она показывает, что продукты и услуги поступают от производителей конечным покупателям либо напрямую, либо через оптовых поставщиков, либо через розничную сеть. Некоторые розничные торговцы обходят оптовиков и получают продукт или услугу напрямую от производителя.

Карта рынка может быть построена по-другому, если система реализации продуктов и услуг идет через так называемых полевых представителей или агентов. На приведенной ниже диаграмме агенты не ведут бизнес напрямую с конечным пользователем, а оптовики производят закупки только через агентов.

meppp2

Узел, который отражает Вашу компанию, необязательно должен быть в начале цепочки. Например, если Вы оптовик, то, естественно, будете в середине карты Вашего рынка. Мы хотим особо подчеркнуть один важный аспект данной процедуры: разрабатываемая Вами карта должна отражать не только Ваши продукты и услуги, но и продукты и услуги Ваших конкурентов по всей цепочке прохождения, даже если Вы и не продаете эти продукты или услуги напрямую конечному пользователю (покупателю).

Существуют, однако, ситуации, в которых данный покупатель не является конечным пользователем. Например, организация может поставить на комиссию по договору рекламное агентство для продвижения своего товара и разработки рекламной кампании. Мы специально выделяем подобную ситуацию, потому что в ней появляется дополнительное лицо - контрактор, который должен понять требования клиента и донести их до производителя или оптовика, или розничного торговца, удержав при сделке комиссию. Если мы исключим из рассмотрения данную ситуацию, то можем упустить группу потребностей группы производных клиентов производителя, что, естественно, скажется на предложении и характеристиках продуктов или услуг. Графически это можно отразить следующим образом.

meppp3

Вы видите, как в графическом исполненииии усложняются связи и как их трудно охватить целиком. Поэтому та же самая диаграмма может быть преобразована в более простую табличную форму.

A
Производитель
B
Поставщик
C
Розничная торговля
D
Контрактор
E
Конечный пользователь (покупатель)
  От А От А
От В
От А
От В
От А
От В
От С
От D


Фактически перед Вами упрощенная карта рынка. В более сложном и детальном исполнении, особенно в условиях построения карты рынка для корпоративных клиентов, следует помнить, что организации - это не просто аморфные образования, а конкретные люди и подразделения, которые принимают решения, в том числе и по закупкам, и это тоже надо отражать в процессе мэппинга. Иными словами, хорошо сделанная карта рынка отражает не только организации, но и коридоры принятия решений по приобретению продуктов или услуг конечного пользователя (покупателя).

Если посмотреть на приведенные диаграммы или таблицу, то видно, что каждая из них имеет два важных элемента:

Канал движения продукта или услуги.

Потребителей продукта или услуги (покупателей).

Однако для многих рынков важным является третий элемент - этап, где имеет место рекомендация/фактор влияния/решения (необязательно фактическая транзакция) о том, какой продукт (услугу) использовать. Эти этапы (в виде квадратов диаграммы) также должны быть отражены на карте рынка. Исключение подобных этапов из мэппинга может привести к упущенным возможностям реализации продуктов и услуг. Приведем несколько нетипичный пример, достаточно хорошо отражающий суть вопроса. В одном из секторов строительной индустрии США, производящей дорогостоящее строительное оборудование, 40 процентов решений по приобретению этого оборудования принимались на основе консультаций со специализированными консультационными фирмами. Исключение их из карты рынка ведет фактически к упущенным возможностям.

В заключение данного раздела хотим отметить, что сначала довольно трудно предусмотреть сразу все рыночные связи, поэтому приготовьтесь к перерисовке Ваших диаграмм или таблиц.

Следующий этап - наполнение карты цифровой статистикой продаж - потребления. Мы понимаем, что в нынешних условиях данный этап будет проходить несколько иначе, чем в США и Западной Европе, из-за меньшего объема доступной статистики. Ничего страшного. Даже грубые прикидки могут служить отправной точкой в исходных маркетинговых исследованиях. Теперь перейдем к изучению емкости рынка. Цифровое наполнение карты может идти в диаграмме, однако мы для наглядности используем табличную форму.

Исходное количественное наполнение карты рынка

meppp4

Пояснение:

Числа в тыс. без скобок - общее количество товара на рынке.

Числа в тыс. в скобках - количество Вашей компании.

Процентные соотношения - доля на рынке.

Исходные цифры - условные и приведены в годовом исчислении, наиболее удобном для мэппинга.

А теперь прокомментируем данную таблицу. При нормальном наполнении рынка количество продуктов на входе равно количеству потребления. Однако в нынешних условиях рынка эта пропорция будет нарушаться более часто. Рекомендуем на данном этапе пользоваться натуральными величинами, хотя некоторые компании начинают мэппинг рынка в терминах объемов доходности, а также рекомендуем переходить на денежные единицы несколько позже, на этапе приоритезации выделенных сегментов рынка. В "шапке" формы стоят цифры. Это общее количество компаний (клиентов) по группам. Возьмем, например, колонку "С". В данном узле действуют 465 компаний (клиентов). Общее количество единиц товара, взятое от производителей, - 110 тыс., а Ваша компания поставила из этого числа 38 тыс., или 35%. Общее число продуктов, прошедших через узел "С", составило 185 тыс. Ваша компания поставила 70 тыс., или 38%.


Журнал "Баланс-Современный капитал"

Обсудить статью на форуме

 


Приглашаем Вас также посетить: сайт наших партнёров, предоставляющих нам контент MarketingPeople ,
 Created by PR Exclusive 2004 При использовании материалов сайта гиперссылка на сайт обязательна!