В современных рыночных условиях внедрение системы менеджмента качества по ISO 9000 – это, безусловно, огромнейшее преимущество для любой фирмы. Нужно заметить, что обычно особенного значения наличие или отсутствие сертификата большого значения не имеет, главное – чтобы она эффективно функционировала, улучшала деятельность компании и повышала прибыль. Тем не менее, несмотря на это, многие компании осознают необходимость в сертификации – чаще всего в связи с требованиями поставщиков, клиентов либо других заинтересованных лиц. В таких случаях можно обратиться в специализированную компанию – к примеру, здесь сертификация проводится сотрудниками Института Консалтинга и Сертификации.
К сожалению, не так уж редко нередко после работы со специалистами, после получения многочисленных консультаций и советов, многие компании после получения сертификата ISO забывают о данных рекомендациях, тем самым удаляясь от того, ради чего, собственно говоря, этот сертификат получали. Более того, уже на первоначальном этапе, то есть разработке системы менеджмента качества ошибки также встречаются, и среди них специалисты даже выделяют наиболее типичные. Их мы и рассмотрим более подробно.
Генеральный директор – это, несомненно, очень важная и ответственная должность, поэтому начнём именно с роли руководства. Зачастую гендиректора каким-то образом ограждают от принятия решений в вопросах, которые имеют то или иное отношение к системе менеджмента качества, ограждают от решения связанных с ней проблем. При этом СМК нередко понимается как некий своеобразный аналог советской комплексной системы управления качеством продукции (или сокращённо КС УКП). Что показательно, при этом ориентация на потребителя как основной принцип и основная отличительная черта КС УКП от СМК совсем не учитывается. Раньше главенство было за Госстандартом, а сегодня не меньшую роль играют потребности, запросы, мнение, ожидания потребителя. Кроме того, зачастую не учитывается, что принципиальная новизна СМК – в том, что она, являясь результатом пересмотра системы управления, представляет собой образец эффективного и результативного управления.
Не менее распространённая ошибка, совершаемая в процессе разработки СМК, касается первых лиц фирмы. В стандартах ISO 9000 роль руководства – это один из базовых принципов, а между тем весьма часто в качестве ответственного представителя руководства в области качества выступает не один из высших руководителей, а, к примеру, заместитель или же начальник какого-либо подразделения. В методических рекомендациях по внедрению СМК специалист А.Е. Сорокин приходит к выводу, что образ мышления и большой уровень загруженности сотрудников не руководящих должностей не позволят вплотную заняться СМК не только непосредственно им самим, но и другому персоналу никогда.
Также к типичным ошибкам относят непроведение обучения всех руководителей компании, сотрудников служб и подразделений по СМК. Всеобщее обучение должно быть регулярным и охватывать всех сотрудников. Формальность обучения также сказывается негативно.